Монтажники купили сначала профиль двутавр 36М, а потом решили проверить несущую способность. Обменять уже по каким-то причинам отказывались. Организация обратилась ко мне для выполнения расчета подкрановой балки. Поясню: вполне распространённая ситуация, когда строят без соответствующих проектов. Связано это с тем, что лицензия не требуется на небольшие сооружения, где как раз размещается наша кран балка. Соответственно проектированием могут заниматься все строительные ООО, в том числе и я, как индивидуальный предприниматель.
Расчет сварной подкрановой балки
Предлагалось мне разработать проект подкрановой балки, где для устойчивости и прочности приварена к верхнему поясу горизонтальная ферма. Эту идею я пропустил сразу, потому она всем усложняет работу. Мне пока мне не встречалась автоматизированная программа для проверок составных сварных сечений стальных балок. Сразу же начал выполнять проверку прочности кран-балки вручную для крана грузоподъёмностью в 5 тонн.
- Идея простая приварить к верхнему поясу прокатной балки лист и профиля. Это конструкция обеспечит устойчивость верхнего пояса и следовательно всей балки.
- Профиль заложил исходят из существующих на складе. Расстояние между прямоугольными трубами вычислили исходя из предельной гибкости для сжатых элементов.
- Изгибающий момент посчитал пальцах =0,5*5 (14,9*0,5)=18,6тм
- Далее определяю напряжения в составном сечении (см. выше). Там максимальное растягивающие усилие в нижней полке = 184 мПа, что меньше максимально- допустимой 215мПа
- Казалось бы прочность обеспечена, но при расчете подкрановой балки составного сечения на прогиб выяснилось обратное
- Итак по результатам всех проверок — данная конструкция выдерживает кран с грузоподъёмностью 4,2 тоны
- При разработке чертежей КМ — попросили изначально дать решение по стыку профилей
И вот уже спустя год, мне звонит директор с вопросом можно ли усилить балку, она прогибается при подъёме 3-4 тонны. Выше я считал предельную нагрузку на прочность, а вот есть ещё и жёсткость. Так вот конечно же можно, ответил — нужно просто ещё приварить лист к нижней полке двутавра. Да такая маленькая информация поможет им увеличить грузоподъёмность ещё на пол тонны!
Мой пример уникального решения, которого ранее я не просто не встречал. Ещё интересное решение оформленного проекта КМ по мостовой крановой балки, где я применял прокатный швеллер: