Находился тогда я Нижнем Новгороде в гостях, гулял на набережной, когда прозвенел телефонный звонок. Общение началось как некая консультация конструирования тентового быстровозводимого ангара. И это очень актуально — вопрос стоял о пролете арки 60м! Сразу я проходил ответами некий тест на вопросы: по поводу расчёта конструкций, устойчивости сооружения и конструктивных требований. Можно сказать это огромное строение — соответственно, найти специалиста не так просто. В общем пообщались мы минут 5-10 я выставил свою цену 190тр за чертежи КМ и 380 подписанные печатью (СРО). Меня сразу подрезали ограниченным бюджетом в стоимость 150тр (без лицензии) — я без раздумий согласился, потому что это очень интересный проект! Предупредили что закинули удочку еще другим проектировщикам — но была небольшая уверенность родилась сразу, что я это сделаю.
И вот прошла неделя, может чуть больше — звонок — еще раз обсудили и остановись на том начнём работу. Но для этого выполнить предварительный расчет плоской рамы и и я подтвержу предъявленной мой расход металла а именно 110т. Между делом первая цифра озвученная ими — 200т! «Это завышенные данные даже с учетом полной нагрузки снеговой однозначно!» — ответил я. Следующие предложили 120-150т. Сечения подобрал — посчитал примерный требуемый расход металла и всё шло к цифре в 110 тонн (в общем так и оказалось на финише, прямо в точку попал — спасибо своей интуиции)!
Конструирование быстровозводимого ангара
Здание временное — срок эксплуатации 3,0 года и поэтому решили максимально удешевить. Изначально был вариант это надувной тентовое безкаркасное сооружение, но в связи с событиями на Украине и соответствующими санкциями, Америка закрыла свою продукция, а Россия не научилась создавать подобное.
Весьма ответственный, опасный объект. Для спокойствия руководить московской проектной конторы, вникал и разбазаривался в моих расчетах. Этот процесс проходил дней 10 — он успокоил себя ответами на поставленные вопросы. Строиться военными (или государственные структуры) — не проходит экспертизу, некая загадка.
Расчётные особенности проектирования здания:
В этот отчет для экспертов не вошёл свайный фундамент, тк он потом был заменён на другой тип.
Пространсвенный расчёт и подбор сеченийМеталлокаркас:
Тентовый быстровозводимый ангар — а значит снег не задерживается — скатывается. Это смелое решение — брать заниженной значение снегового давления на ткань. Строительные нормы нам не разрешают этого, но и не запрещают между делом (рекомендации). Для такого шага нужно столкнуться с явлением — ткант пвх: под нагрузкой растягивается и теряется ледовое сцепление и снег подобной детской ватрушки скользя скатывается благополучно. Моё второе второе место работы в прошлом — в строительной фирме где изготавливали «пвх-рубашки» к подобным объектам. Мне пришлось участвовать в натяжении их на каркас и наблюдал за ними. Мне директор говорил тогда, что они всегда без снега, и мои наблюдения подтвердили это.
- СП «Нагрузки и воздействия» дают на арочные строения неадекватное нагружение (варианты 2). Смотрел зимние фотографии в интернете арок — невозможно что бы снег задерживался мешком на одной стороне. Всё же приходится учитывать!
- Очень большой пролет 55м редко строение и это вызывает внутренние напряжение. Здесь необходимо предоставить пространственный расчет на динамические, пульсационные нагрузки. Результаты показали заметные прирост усилий в поясах по сравнению с плоским расчетом!
- Высокое строение при таком пролёте — вызывает усилия в связях такие что пришлось их развивать в нескольких шагах между рамами. При этом внизу, где развивается максимально изгиб элементов больше, а уже к покрытию сокращается
Узлы металлоконструкций:
На этом этапе необходимо учитывать некоторые особенности тентового быстровозводимого ангара:
- Во первых не должно иметь выступающих частей, которые могут повредить ПВХ ткань!
- Возможность сборки на строительной площадке с наименьшими затратами;
- Обеспечить центровку осей профилей, во избежание изгибов;
- Предусмотреть жестокость примыкания косынок к профилям — избегание прогибов;
- Применение болтов меньшего диаметра относительно общепринятых;
- А также прочие детали примыкания элементов межу собой решётчатых элементов.
Фундаменты
Рабочее армирование наклонных распорных свай, которые воспринимают значительных горизонтальный распор 17-23т!. Это очень ответственная, если допустить смещение в опор — то увеличивается усилия в ферме и на опоре. Те может пойти цепная реакция и крушение. Получилась длина весьма небольшая за счет полускального грунта в основании свай-стоек.
Документация для строительства
Это деталировочные чертежи КМД, по которым изготовляются и монтируются все металлоконструкции. Привожу некоторые показательные листы для ознакомления:
Детали | Профиль, кг | Удельный расход, % | Удельный расход, кг/м2 |
---|---|---|---|
Колонны | 10980 | 10,0 | 3,3 |
Фермы | 51300 | 46,8 | 15,5 |
Прогоны | 20900 | 19,1 | 6,3 |
Все связи | 12600 | 11,5 | 3,8 |
Торцевые элементы | 13880 | 12,7 | 4,2 |
Всего | 109660 | 100,0 | 33,2 |
Второй вариант
- Началось все, как обычно это бывает нужно срочно выполнить все разделы металлоконструкций КМ и КМД, а также фундаментов. Работал я плотно и ответственно в общей сложности 12 дней. А потом выясняется, как дело дошло до оплаты, не так уже и срочно нужно было это. Не очень приятно, и руководитель это почувствовав, закрыл долг за проектную часть доплатил из своей зарплаты.
- Мой непосредственный заказчик это московская проектная фирма, которая обратилась, как специалисту имеющий некоторый опыт в конструировании подобных быстровозводимых ангаров.
- В ходе проектирования решили изменить тип симметричные (хотя целесообразно асимметричные) отдельностоящие фундаментов , чтобы была возможность их демонтировать полностью. Также внесены изменения в некоторые узлы связей колонн и прогонов. Здесь применили
Быстро всё не заканчивается обычно с интересными объектами! В ходе согласований, решили что будет «опасно» уменьшать снеговую нагрузку за счет её соскальзывания с ткани ПВХ, потеряв сцепление при растяжении. Как следствие поставлена новая выполнить перерасчёт элементов каркаса с II на III — снеговую. Соответствующая разница в районах 140 и 210кг/м2. Итоговая масса металлопрофиля стала 126т (38кг/м2), что составило прирост 15%.
- И последнее после чего пошил разногласия. Изготовление металлоконструкций нашли подешевле более 100км, от места сборки. Фермы габаритные их необходимо перевозить в вертикальном положении, а это удорожание, по их словам около 1 млн. руб. Задача была уменьшить их габариты. Логичное уменьшить высоту стропильной конструкции на 200мм, но нужно переделывать модель, далее КМ, КМД расчёты. Я не против но доплачивать уже 3 раз отказались, а тут плотной работы на несколько дней. Решали сами либо разрезать а потом сварить отправочные марки на строй площадке (что я им предложил) или делить отправочные элементы. Но в этом случае монтажные узлы попадают в места с максимальными усилиями!